Приложение к приказу № 73/2 от 29.05.2020 по МОАУ "СОШ № 31 г.Орска"
Дополнительная общеразвивающая программа «Онлайн-лагерь»
Пояснительная записка
Образовательная программа онлайн-лагеря «Золотой ключик» на базе МОАУ «СОШ № 31 г. Орска» разработана на основании статьи 28 и пункта 2 части 4 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях организации летнего досуга обучающихся, положения об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам МОАУ "СОШ №31 г.Орска".
Актуальность программы
Школа закончилась, родители продолжают работать, а у ребенка появилось много свободного времени дома! Чем заменить телефон, компьютерные игры и YouTube на каникулах?
На основе социального заказа муниципального образования и создан онлайн-лагерь для детей. Работа с детьми в онлайн-лагере является продолжением воспитательного процесса, проводимого в школе, т. к. воспитание – процесс непрерывный и не может заканчиваться за порогом школы.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
-спросом родителей на организованный отдых обучающихся в период самоизоляции;
-желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
-необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов в реализации цели и задач программы.
При составлении программы учитывались традиции и возможности ОУ, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего отдыха. Данная программа по своей направленности является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Отличительные особенности программы заключаются в ее комплексном характере. Содержание программы реализуется по социально-педагогическому, патриотическому, спортивному, художественно-эстетическому, естественно-научному направлениям. В программу включены онлайн-соревнования и конкурсы, в ходе которых перед участником ставится задача – «победить самого себя, а не других», игры в которых учитывается не только результаты выступления участников, а так же нравственные и эстетические аспекты их поведения. Программа является модифицированной, то есть созданная на основе программы уже реализованной коллективом в прошлые годы. Она отличается от предыдущей, использованием онлайн -технологий. Внесенные коррективы не затрагивают концептуальных основ программы.
Новизна программы
Новизна и оригинальность программы заключается в том, что используем дистанционные технологии и образовательные платформы. Новизна программы также прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества.
Направленность программы – социально-педагогическая, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления. Основная идея программы онлайн-лагеря «Золотой ключик» - представление возможностей для формирования навыков безопасного поведения детей, их социальной активности и самореализации, раскрытия творческих способностей ребенка.
Онлайн-лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это новая деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия напряжения. Это период свободного общения детей.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 лет до 12 лет.
Основной состав онлан-лагеря - это обучающиеся начального звена школы. Деятельность обучающихся во время лагерной смены осуществляется коллективно, в группе и индивидуально.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 смены по 10 дней (20 дней всего).
Цель программы: Создание условия для приобретения участниками положительного опыта социокультурной коммуникации и построения собственной траектории развития через включение в творческую деятельность.
Задачи программы:
образовательные
-формирование познавательного интереса обучающихся посредством включения детей в интеллектуальную познавательную деятельность;
-приобретение детьми знаний о правильном питании; здоровом образе жизни;
-формировать у детей и подростков навыки здорового образа жизни;
воспитательные:
-создать в образовательном пространстве увлекательную игровую модель сотворчества детей и педагогов;
-способствовать самореализации детей через актуализацию творческой атмосферы, основанной на уважении друг к другу;
-организовать совместную деятельность, направленную на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
развивающие:
-развитие у детей ценностного отношения к творчеству, потребности в искусстве и творческой самореализации через приобщение их к культурно-творческой деятельности;
-включение обучающихся в различные виды и формы деятельности, способствующие развитию индивидуальных художественных способностей, познавательного интереса к сценическому искусству;
-организация деятельности по приобретению опыта конструктивного личного взаимодействия с окружающими людьми и эффективной командной работе;
организационные:
-создать безопасную, комфортную среду пребывания обучающихся и педагогов в онлайн-лагере.
Ожидаемые результаты
Личностные УУД:
-формировать познавательный интерес;
-получить возможность интенсивной социальной самореализации
-получить опыт межличностного и командного коммуникативно-деятельностного взаимодействия, способствующего раскрытию личностного потенциала и формированию социально значимых положительных ценностных установок;
- узнать о своих потенциальных возможностях, о своем «Я» на пути к успеху.
Метапредметные УУД:
- уметь работать с информацией;
-развивать творческие способности, детскую самостоятельность и самодеятельность;
-повышать творческую активность путем вовлечения в социально-значимую деятельность;
-формировать умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой деятельности, устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Принципы реализации программы
Принципы реализации программы онлайн-лагеря «Золотой ключик»:
-гуманизации отношений-построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху;
-соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности -результатом деятельности воспитательного характера в онлайн-лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью;
-дифференциации воспитания - дифференциация в рамках онлайн-лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности;
-творческой индивидуальности - творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал;
-личностного Я - может быть реализован при следующих условиях:
- при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
- при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей;
-уважения и доверия -может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Методы реализации программы
-Метод игры и игрового тренинга (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью).
-Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности).
-Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение).
Формы организации деятельности детей
1. Квизы, настольные (например, «Крокодил») и интеллектуальные игры («Своя игра» или «Самый умный»), в которые можно играть онлайн через соответствующие приложения или сайты, форматы ТВ шоу.
2. Зарядки, разминки, игры-настройки.
3. Мастер-классы.
4. Онлайн — экскурсии. Сейчас доступно множество бесплатных экскурсий в музеи, также вы можете посетить спектакли в лучших театрах мира или отправиться на онлайн экскурсию в компанию (на телевидение, радио, инновационное предприятие или университет).
5. онлайн квесты по сайтам — нужно перейти по ссылкам и собрать какую-то информацию.
6. Активности, связанные с вопросами, которые можно обсуждать. Например, игра на 30 вопросов, которые нужно обсудить друг с другом.
7. Рисовать или использовать онлайн хосты, фотошоп с демонстрацией экрана.
8. Вечера поэзии, готовить стихи и читать.
9. Шоу талантов. Можно демонстрировать друг другу разные умения и способности.
10. Самостоятельные задания на офлайн. Исходя из тематики смены.
11 Челленджи. Обще лагерный или каждому свой, в которых участник выполняет задание на видеокамеру, а затем предлагает повторить это задание остальным участникам смены.
Система мотивации и стимулирования
На протяжении всей смены стимулируется личностное развитие и рост каждого ребёнка. Бонусы - ключики ребята получают за активное участие в каждом виде деятельности, предложенном участникам смены. У всех есть выбор – проявлять себя в чём-то одном, или участвовать в нескольких направлениях. Через гугл-таблицу в конце дня проводится рефлексия при помощи цвета. К окончанию лагерной смены каждый участник накапливает некоторое количество ключиков, что стимулирует творческую деятельность детей. По результатам на закрытие лагерной смены самых активных награждают грамотами и благодарственными письмами родителям.
Механизм оценки результатов программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место и с радостью участвовал в предложенных мероприятиях.
Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
-Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
-Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы;
-Благоприятный психологический климат;
-Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
-Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Успешность реализации программы подтверждается как количественными, так и качественными показателями. В конце смены проводится анкетирование детей и родителей с целью выявления уровня удовлетворённости качеством оказанных услуг и жизнедеятельностью временного детского коллектива. Показателем успешности реализации программы является наличие и количество наградной продукции, полученной детьми за период смены.
Факторы риска
Фактор риска |
Меры профилактики |
Низкая активность детей во время реализации программы |
Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.) |
Потеря интернет-связи |
Установить связь и продлить задание |
Содержание программы смены
Модель игрового взаимодействия
Лагерная смена проводится в рамках игры. Каждый день посвящен определенной тематике. В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают ключики. В конце смены ключики, собранные детьми, становятся результатом их творческой деятельности в лагере и их успехами.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в гугл таблице.
Зеленый - все понравилось!
Желтый- остались вопросы!
Красный цвет – не понравилось!
Синий – мои предложения.
Ход реализации программы смены
Реализация программы предполагает проведение тематических дней. Основополагающими идеями в работе с детьми в онлайн-лагере является творческое развитие детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- коммуникативные игры на знакомство;
- Игры на сплочение коллектива
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи (проводятся в начале смены и по мере необходимости)
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила по безопасному поведению на объектах железнодорожного транспорта», «Правила по безопасному поведению на транспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; «Правила безопасности при терактах», «По предупреждению кишечных заболеваний», беседы сотрудников ЛОВД
Работа по развитию творческого мышления
- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков, КТД:
Мероприятия на развитие творческого потенциала:
- кроссворды, ребусы, загадки
- Конкурсы рисунков : «Россия-родина моя!» «Мир глазами детей»,
- Коллективно-творческие дела: «Созвездие талантов», «Чудо своими руками»
Конкурс "Я- персонаж сказки А.С.Пушкина" театрализация
-Конкурс рисунков "Мир глазами детей"
-Интерактивная игра "Найди любимых героев"
Физкультурно–оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
- выработка и укрепление гигиенических навыков;
- расширение знаний об охране здоровья;
- создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Основные формы организации:
- утренняя зарядка;
-Разговор о правильном питании
-Танцевальный флешмоб
- мастер-класс по приготовлению "Летнего фруктового салата
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
- воспитать бережное отношение к природе
- повысить уровень пропаганды здорового образа жизни,
- уровень экологической культуры детей.
Основные формы работы:
-Виртуальная экскурсия по Московскому зоопарку
- Онлайн-игра "Земля-наш дом!"
.-Конкурс рисунков "Экологический знак"
- Мастер-класс по изготовлению поделки "Медуза" из бросового материала
- КТД«Чудо своими руками» Экомода
Художественно – эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически.
Задачи эстетической деятельности:
- пробуждать в детях чувство прекрасного;
- формировать навыки культурного поведения и общения;
- прививать детям эстетический вкус.
Формы организации художественно- эстетической деятельности:
-Квест-игра "В гостях у сказки"
-Открытие онлайн- лагеря "Золотой ключик"
- изобразительная деятельность
- творческие конкурсы
- выставка фотографий
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
- пробуждение в детях чувства любви к родине, семье;
- формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
- формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
- возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
-Литературно- музыкальная композиция "Россия-родина моя"
-Виртуальное путешествие по резиденции президента
-Веб-квест игра "Моя малая родина"
-Викторина "Знаешь ли ты родной город?"
-Онлайн-встреча с сотрудником библиотеки
План-сетка онлайн-лагеря «Золотой ключик»
при МОАУ «СОШ № 31 г. Орска»
№ день |
дата |
мероприятия |
1.День защиты детей
|
1.06.2020 |
1. Открытие онлайн- лагеря "Золотой ключик" 2. Конкурс рисунков "Мир глазами детей" 3. Интерактивная игра "Найди любимых героев" |
2. День Безопасности
|
2.06.2020 |
1 Инструктаж видео-ролик "Безопасное лето" 2.Встреча с сотрудником ЛОВД г.Орска Бражник Василий Александровичем 3.Интерактиная игра по безопасности 3. Онлайн- беседа вZoom . Беседа "Моя безопасность" |
3. День мастеров |
3.06.2020 |
1Мастер-класс по изготовлению поделки "Медуза" из бросового материала |
4. Экологический день |
4.06.2020 |
1. Онлайн-игра "Земля-наш дом!" 2. Конкурс рисунков "Экологический знак" |
5. День рождения Пушкина |
5.06.2020 |
1. Онлайн-встреча с сотрудником библиотеки-филиала №3 имени Шевченко ЦБС г. Орска МАУК-Мурачевой Е.Ю. "Пушкин в Оренбуржье" 2.Конкурс "Я- персонаж сказки А.С.Пушкина" театрализация |
6. День путешествия по родному краю
|
8.06.2020 |
1. Веб-квест игра "Моя малая родина" 2.Викторина "Знаешь ли ты родной город?" 3.Знакомство с творчеством орского поэта В.Б. Тихомировым |
7. День здоровья |
9.06.2020 |
1. Разговор о правильном питании 2.Танцевальный флешмоб 3. мастер-класс по приготовлению "Летнего фруктового салата |
8. День сказок |
10.06.2020 |
1. Квест-игра "В гостях у сказки" 2. Онлайн-встреча с сотрудником библиотеки-филиала №3 имени Шевченко ЦБС г. Орска МАУК-Мурачевой Е.Ю. |
9. День России |
11.06.2020 |
1.Литературно- музыкальная композиция "Россия-родина моя" 2 Виртуальное путешествие по резиденции президента |
10. Фестиваль талантов |
15.06.2020 |
1 Закрытие смены КТД " Созвездие талантов" 2 Виртуальная экскурсия по Московскому зоопарку |
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами МОАУ «СОШ № 31 г. Орска» - людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях и опыт работы в дистанционном формате.
Подбор начальника лагеря, вожатых проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние всей работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность. Вожатые и воспитатели проводят воспитательную работу, организуют активный отдых учащихся, следят за исполнением программы смены лагеря.
Информационно-методическое обеспечение программы
1. Созданный блог онлайн-лагеря
2. Наличие плана-сетки смены.
3. Проведение установочного совещания для всех работающих в течение смены.
4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Ресурсное обеспечение программы
Материально-техническое оснащение:
- Аудио- и видеоаппаратура, платформа Zoom, Watcap
Художественное оформление смены:
оформлен Блог онлайн-лагеря с индивидуальными страницами на каждый день, список детей, уголок отряда, рефлексия
Оценка эффективности программы
Система показателей оценки качества реализации программы
Для отслеживания результативности программы будут использованы
следующие методы:
1. Анкетирование детей на начальном этапе и в конце смены;
2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности;
3. Экран настроения;
4. В конце смены будет подготовлен аналитический отчёт о результатах реализации программы, подготовлены фото и видео материалы;
5. Анкетирование родителей с целью выявления уровня удовлетворенности предоставляемой услугой;
Критерии оценки результативности реализации программы:
1. Использование новых методик и технологий по привитию детям навыков здорового образа жизни;
2. Привлечение родителей и социальных партнеров к реализации программы смены;
3. Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с детьми разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей детей;
4. Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательно-образовательного процесса;
5. Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне-оздоровительной работы.
Мониторинг отслеживания эффективности деятельности по данной программе:
Задача
|
Критерии
|
Способы отслеживания |
Формирование благоприятной психологической среды общения со сверстниками, социализации; развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе. |
Адаптация ребёнка в коллективе; положительный эмоциональный микроклимат коллектива
|
Педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы педагогов с детьми, анкетирование
|
Развитие творческих способностей детей, включение в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширения их кругозора анкетирование. |
Степень вовлеченности детей в творческую деятельность; активность детей в творческих делах лагеря.
|
Педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы педагогов с детьми, отслеживание количества детей, участвующих в коллективных делах. |
Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью временного детского коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря |
Удовлетворены или неудовлетворены |
Анкетирование родителей |
Система обратной связи
Итоги анкетирования, через блог онлайн-лагеря.
Список используемой литературы
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. «КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе.»/ - М.: «Педагогическое общество России», 2004.
2. Калечиц Т.Н., Кейлина 3.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 1980.
3. Кудашев, Г.А. Программа лагерной смены: отдельные особенности разработки и оформления. Методическое пособие./Кудашев, Г.А.; Тюмень: «Ребячья республика», 2014.
4.О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г., N 06-1844).
5.Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2014 г.
6.ФЗ РФ от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
7.Янкова З. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей : Метод. пособие в помощь организаторам лет. отдыха детей / З. А. Янкова, И. А. Чаброва. - М., 1998.